Утомление – это состояние, которое возникает в процессе работы и проявляется временным снижением способности к умственному или физическому труду, чувством усталости.
Устают не столько мышцы, сколько сознание. Утомление происходит в мозге, независимо от вида труда. Во время выполнения умственной работы увеличивается потребность головного мозга в кислороде и питательных веществах. Если обеспечение этими ресурсами не возрастает пропорционально их необходимости, снижается работоспособность организма.
У детей и подростков из-за несовершенств высшей нервной деятельности утомление и переутомление происходит быстрее, чем у взрослых. Дети теряют концентрацию внимания, перестают овладевать новыми навыками, снижается ритм работы, нарушается координация и автоматизм движений. Для ребенка важна эмоциональная составляющая того, чем он занят. Если он выполняет монотонное, скучное задание, у него быстро в мозгу активируются процессы торможения.
Утомление – это нормальное явление для людей всех возрастов. Оно необходимо, чтобы ребенок или взрослый человек прекратил свою деятельность и потратил время на восстановление. С утомлением к ребенку приходит аппетит и здоровый сон.
Переутомление – это патологическое состояние, когда обычная еда и сон не приносят восстановления работоспособности на прежнем уровне.
Переутомленный ребенок становится раздражительным, нервным, не хочет ничего делать, не слушается родителей, плохо ест и теряет аппетит.
Частые причины утомления детей
Детям младшего возраста очень трудно продолжительное время находиться в одной позе. Как правило, от детей часто требуется сохранять позу сидя или стоя. Статическое состояние неестественно и вредно для малышей. Во время занятий нужно, чтобы ребенок не удерживал одну позу все время. Мышцы у детей не способны долгое время находиться в состоянии напряжения. Надо хотя бы на короткое время расслабить их. Существуют специальные упражнения для укрепления мышц спины, верхних и нижних конечностей, которые позволят увеличить их выносливость.
Часто ребенку приходится долго делать что-то руками. Письмо, лепка из пластилина, рисование или изготовление аппликация требует усиленной работы мелких мышц кистей рук и верхних конечностей. Если у детей утомляются руки, то это быстро приводить к чувству усталости и желанию бросить занятие. Нужно помнить, что руки ребенка нуждаются в отдыхе чаще, чем у взрослых.
К быстрому переутомлению мышц у детей приводят:
1. Незавершенное окостенение кистей рук и верхних конечностей. В 7 лет из 8 костей запястья полностью подвергаются окостенению лишь 3–4 кости. Кисть у детей в плане остеогенеза становится зрелой лишь к окончанию подросткового периода (в 15–17 лет).
2. Слабое развитие червеобразных мышц. Эти мышцы легко тренировать. Достаточно лишь в дошкольном периоде занимать ребенка лепкой из глины или пластилина. В будущем это поможет дольше писать без переутомления и выработать красивый почерк.
3. Удержание ручки, фломастера или карандаша тремя пальцами вместо пяти. Захват предмета всей ладонью является безусловным врожденным рефлексом, который называется «хватательным». На переучивание тратится много мышечной энергии.
4. Когда дети младшего возраста только учатся писать, их кисть постоянно находится в сильном напряжении. Мышцы не расслабляются, поэтому быстро утомляются, страдает качество и скорость письма. Время от времени ребенок должен откладывать в сторону пишущие принадлежности и выполнять расслабляющие упражнения. В младших классах продолжительность непрерывного письма должна равняться 3–5 минутам.
Немаловажным фактором для удобства правильного закрепления навыков письма является так же удобная эргономическая детская мебель. Ребёнку не подойдёт та же мебель, которую используют взрослые. Надо не полениться посетить магазин мебели, чтобы купить удобный письменный стол для малыша.
Взрослым процесс чтения кажется легким и даже не требующим усилий. Для детей, которые учатся читать, это самый утомительный процесс. В чтении участвуют различные отделы мозга. Когда малыш старается читать, у него напрягаются мышцы спины и верхних конечностей, глазные мышцы, смысловое восприятие текста усиливает работу мозга и потребление им питательных веществ.
Причины трудного чтения в младшем возрасте:
1. Глаза при чтении двигаются в горизонтальном направлении и в вертикальном. Восприятие прочитанного происходит при остановке движения глазных яблок. На одной строке учащийся старших классов делает остановку 4–6 раз, тогда как ученик младшего школьного возраста делает их 12–15 раз.
2. Ученики младших классов не могут осмыслить предложение целиком. Из-за этого глаза несколько раз читают одно и то же. Чтобы прочитать одну страницу текста, глаза ребенка проделывают около 500 движений.
Чтобы избежать переутомления глаз, ребенку надо давать отдохнуть в процессе чтения.
Очень полезны для глазодвигательных мышц вращательные движения при сомкнутых и открытых веках, поочередное разглядывание дальних и близких объектов, паузы во время чтения через каждые 10–15 минут.
При жалобе ребенка на усталость, не стоит настаивать на продолжении занятия. Утомленный ребенок не может эффективно учиться и запоминать новый материал. Во время учебных занятий нужно обязательно проводить минутки для физической культуры.
Дата размещения: 28.11.16
|